О постах

17 Тамуза 9 Ава

Не отменяя традицию, а развивая её, ставя во главу угла личность с её нуждами, индивидуальным осознанием и восприятием ценностей Иудаизма, Прогрессивный Иудаизм придает новую глубину пониманию, как праздников, так и постов. Принимая участие в праздновании особых дней и праздников, или постясь, мы ощущаем радость, печаль и смысл каждого события.

В общинах, среди всех других постов еврейского календаря, особо выделяются пост Йом Киппур и пост Девятого Ава, ставший символом всех величайших несчастий, постигавших народ Израиля. С точки зрения нашего Движения, четыре поста: пост Гедальи (третьего Тишрея – злодейское убийство царя Гедалии и его свиты), Десятое Тевета (начало осады Иерусалима Навуходоносором), Семнадцатое Таммуза (разбитие скрижалей Завета, прекращение ежедневного жертвоприношения, вступление римского войска в Иерусалим) и пост Эстер (перед праздником Пурим) – безусловно, являются символами в истории страданий нашего народа, но не призывают никого обязательно поститься. Вместе с тем и по вопросу Девятого Ава в Движении тоже нет единства мнений. Есть ревнители, отмечающие этот день со всей строгостью традиции. Но есть и новаторы, придающие не меньшее значение общеисторическому аспекту этого дня, включающему возвращение в Сион и возникновение государства Израиль как важного этапа в освобождении еврейского народа.

Будучи пророческим, Прогрессивный Иудаизм опирается на высказывания пророков, которые всегда стремились к углублению религиозной мысли и придавали значение только искренней религиозности, а не формальному исполнению обрядов, поднимали свой голос против пристрастия народа к постам. Характерными в этом отношении являются слова пророка Исайи, 58:5 «Разве это пост угодный Богу, когда человек мучает самого себя, склоняет голову, как тростник, и подстилает себе рубище и пепел?». Другой пророк говорит: «Разве, когда вы поститесь и скорбите, для Меня вы поститесь: лучше творите справедливый суд и оказывайте милость и сострадание своим ближним, вот что угодно Богу» (Захария 7.5 и далее).

Основываясь как на этих, так и на других высказываниях пророков и еврейских мудрецов, понимая роль и место личности в Иудаизме и в современном мире, главным идейным принципом Прогрессивного Иудаизма становится убеждение, что развивающиеся из поколения в поколение религиозные заповеди и ритуалы – это человеческая интерпретация Божественной воли. Прогрессивный Иудаизм настаивает на том, чтобы перемены происходили тогда, когда они необходимы, в течение жизни тех поколений, которые в них нуждаются, а не через десятилетия или века. И это право принадлежит сегодняшним и завтрашним поколениям евреев.

раввин Александр Духовный

Jews.by/ Еврейские новости

Добавить комментарий