Шавуот. Даты достигаемых нами целей

30 Мая, после захода солнца наступит, по еврейском календарю 6 Сивана, праздник Шавуот. Название праздника переводится как недели и согласно традиции дата праздника вычислялась относительно праздника Песах, от второго дня которого отчитывали 49 дней или 7 недель к празднику Шавуот.

Этот день был так же временем, когда приносили первые плоды в Иерусалимский Храм, собирали урожай пшеницы. В этот день Всевышний даровал народу Израиля через Моисея скрижали завета, и этот день считается днем рождения царя Давида. Вот почему в синагогах читают в Шавуот десять заповедей и книгу Рут (прабабушка царя Давида).

При всей важности, праздник Шавуот веками не имел конкретной даты. Пик разногласий по дате праздника выпал на эпоху 2-1 веков до нашей эры. Цдуким или садукеи считали, что отчитывать нужно не от второго дня праздника Песах, а от первой субботы праздника, как и указано в Торе.

Прушим или фарисеи утверждали, что 49 дней нужно отчитывать от второго дня Песах, так как шаббат в Торе может означать не только субботний, но и праздничный день. Обе эти группы были правы по своему и как они отмечали праздник в разные время остаётся только догадываться.

Однако к концу 1 века точку в этом споре поставил раввин Йоханан бен Закай. Талмуд (трактат Менахот 65) рассказывает о его споре и доказательствах в пользу того, чтоб у праздника Шавуот была дата 6 Сивана. Мы учим, что после его утверждений нашёлся один спорщик, который никак не хотел принимать мудрых доводов и логики. И тогда раввин  Йоханан , будучи человеком спокойным, в меру либеральным, с прекрасным педагогическим талантом, ответил спорщику: « Да не будет изучение Торы пустой болтавней». И этот довод оказался не менее значимым чем многовековые споры.

В ближайшее время в Минск прибудет старинный Свиток Торы. Данный Свиток Торы, передачу которого организовал Всемирный Совет Прогрессивного Иудаизма в Иерусалиме, станет подарком от общины глухонемых и слабо- слышащих Лос Анжелеса такой же общине в Минске. И передача такого рода проходит  впервые в истории.

Увы, есть источники в нашей традиции , которое не рекомендуют читать свиток для глухонемых ( не редко, первоначально из добрых побуждений, так как писались они в момент отсутствия языка жестов). Однако, сегодня мы живем в мире не только возможностей для учебы и познания нового, но и в мире  где инклюзия и забота о человеке и о его духовном мире не менее важна чем ранее написанные уставы и правила.

Шавуот — это время изучения Торы, в которой допускаются и комментарии и обсуждения и даже споры. Но это и праздник, в задачу которого входит обозначить время окончания пути от праздника Песах до праздника Шавуот. Это как последний звонок в школе, никто не сказал, что нужно закончить учебу, но и важно помнить, что пришло время перехода в другой класс, а для кого-то и в другое учебное заведение. И пусть Всевышний дарует нам мудрость к завершению наших целей, к точным датам выполнения наших обязательств, и к пониманию и ощущению важности наших праздников и памятных дат.

раввин Григория Абрамович

фото Wikimedia Commons

Добавить комментарий