Вопрос Раввину №2 Как раньше молились евреи?

Вопрос. Скажите пожалуйста, а как молились евреи раньше до появления Сидура и даже до новой эры, в так называемый Библейский ( ТаНаХический) период?

Ответ. В большинстве случаев молитвы в ТаНаХе очень короткие («И возопил Моше к Богу, говоря: «О, Всесильный, умоляю, исцели ее (Мирьям)!» Бемидбар 12:13) Молится обычно индивидуум, а не общество, даже если молитва происходит прилюдно, от имени или за общество («И помолился Авраам Всесильному, и исцелил Всесильный Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и они стали рожать» Берейшит 20:17) Молитвы в ТаНаХе носят спонтанный характер: в момент горя или опасности, радости или успеха, обращение к Богу с просьбой или благодарностью – естественное действие для ТаНаХических героев. В отличии от трёх молитв в день, принятых сегодня, с их строго установленным текстом, ТаНаХические молитвы являются зеркалом душевного состояния молящихся и их интимных отношений со Всевышним.

В своей молитве при освящении Храма царь Соломон упоминает события, при которых люди будут приходить молиться в Храм: искупление грехов, приготовления к войне, засуха, голод, саранча, и просит Бога никому не отказывать в помощи. Только тексты немногих молитв включены в ТаНаХ. Как например в стихе из Берейшит 20, упомянутом выше, сказано, что «Авраам помолился», но слова его молитвы не приведены. В этом и многих других случаях молитва возымеет действие: «И исцелил Всесильный Авимелеха…» В этом контексте Авраам впервые назван «пророком»; в дальнейшем пророки Моше, Шмуэль и другие молятся за народ или за отдельных людей, указывая на то, что это была одна из важнейших обязанностей пророка – молиться за тех, кто в этом нуждался: «И сказал Шмуэль: Соберите всех (сынов) Исраэля в Мицпу и я буду молиться за вас Господу» (I Шмуэль 7:5). Из ТаНаХа не ясно есть ли правила, как молиться: в какой позе, в сопровождении каких жестов или движений, вслух или про себя.

Значительно позже Вавилонский Талмуд выводит «hалахот» (законы и правила) молитвы из молитвы Ханы в храме в Шило (I Шмуэль 1:10-17; 2:1-10). Многие ТаНаХические тексты вошли в сидуры (молитвенники), и практически все молитвы стараются как можно точнее повторить ТаНаХический язык, ставший своего рода классикой.

Раввин Алона Лисица, Израиль

Вам понравится

Пока нет комментариев...

Будь первым!

Ответить:

Gravatar Image

Пожалуйста Войдите для комментирования.