(Не)гостеприимный Вифлеем. Отчет о поездке

(Не)гостеприимный Вифлеем. Отчет о поездке

«Порой кролик – это просто кролик». Автор неизвестен

Группа лево настроенных русскоязычных израильтян решила провести красивую благотворительную акцию. Узнав, что библиотеке Российского центра науки и культуры в Вифлееме (Бейт-Лехеме) не хватает книг на русском языке, волонтеры собрали несколько сот изданий и отправились их вручать палестинским поклонникам Пушкина и Куприна. Но встреча не задалась – вместо обещанного полного зала на церемонию явилось всего двое палестинцев, зато на улице собралась толпа местной молодежи, скандирующая лозунги против любых попыток примирения двух народов. Но и этому нашлось удобное объяснение.

Если вы не знаете, официально попасть в палестинский Бейт-Лехем можно только с разрешения ЦАХАЛа. Поэтому когда левая организация «Наше наследие – Демократическая Хартия» получила такое разрешение, набрать желающих удалось легко. В Вифлеем отправились не только активисты левых организаций, но и группа журналистов, которым было любопытно посетить город, находящийся через дорогу от Иерусалима, но тем не менее, не вполне доступный. Я был в их числе.

Кто прав?

После туристической части программы — посещения Храма Рождества Христова и Молочного грота — мы оказались в уютном ресторанчике, и здесь разгорелся спор.

Ведущий «Первого радио» Марк Кричевский сказал, что никакой срочности в подписании соглашения с палестинцами нет, так как на Ближнем Востоке спешка вредит. А, судя по всему, нынешняя ситуация – ни мира, ни войны, — при всех ее недостатках, устраивает обе стороны, тем более, ни одна из них к миру не готова. Собственно, эта неготовность и есть основное препятствие на пути ко всеобщему процветанию. В математике существуют неразрешимые задачи, точно так же и ближневосточный конфликт на данном этапе неразрешим. Так, видимо, стоит просто отпустить ситуацию и подождать, пока постепенно общий расклад изменится.

Сразу несколько человек возразили ему, приведя результаты недавнего исследования, показавшего, что 63% палестинцев и 70% израильтян еще как готовы к компромиссу для завершения конфликта. Для этого, по их словам, более покладистого и миролюбивого палестинского лидера, чем Махмуд Аббас, будет сложно найти. И надо спешить, пока его не «съели». Организатор поездки Алла Шаинская рассказала, что не раз на закрытых встречах палестинские лидеры и интеллектуалы признавались ей в том, что хотят мира, а во имя этого готовы идти на серьезный компромисс.

Так кто же был прав? Уже через час возникла ситуация, позволившая это проверить.

Как это было

В Российский центр культуры и науки были доставлены собранные книги – несколько сот изданий, представляющие двадцать частных коллекций. Среди них – классическая и современная художественная литература, философские и христианские тексты и даже шахматные книги.

По задумке организаторов, именно русский язык мог бы стать объединяющим фактором для израильтян-выходцев из стран СНГ, а также русских жен палестинцев и арабов-выпускников советских вузов. По-русски в Палестинской автономии говорят не менее десяти тысяч человек, среди которых одних только российских граждан насчитывается полторы тысячи человек.

По программе в зале должны были находиться многочисленные представители русскоязычной палестинской общины, и активисты рассчитывали вести с ними диалог. Однако в назначенный час никто не явился. Лишь после нескольких телефонных звонков прибыли двое палестинских профессоров, которых торжественно усадили на сцене рядом с двумя левыми активистами.

Глава Российского центра науки и культуры Сергей Шаповалов поблагодарил всех приехавших гостей, отметив, что книги очень важны для библиотеки центра, и их будут читать. Затем он сделал крайне сомнительный комплимент организаторам акции, сославшись на мэра Вифлеема, признавшегося ему, что из всех «еврейских партий» жалует только МЕРЕЦ (ее представляла Алла Шаинская), так как это единственная партия, которая находится с палестинцами по одну сторону баррикад.

А в это время на улице стала собираться толпа рассерженной молодежи из лагерей палестинских беженцев Дехейше и Айда, расположенных неподалеку. Я спросил у охранника, что они выкрикивают.

— Они выступают против попыток примирения, — ответил охранник.

Впрочем, мы были в относительной безопасности, потому что вход в центр оцепили люди в военной форме с автоматами Калашникова. А рядом были припаркованы не менее пяти полицейских автомобилей. Нас успокоили, что на этой же улице находится одна из многочисленных резиденций Абу-Мазена, поэтому в обиду нас не дадут.

Тем временем молодежь группировалась на другой стороне улице, энергично жестикулируя и грозя нам кулаком, но приближаться опасалась. Через какое-то время там развернули плакат, свидетельствующий о том, что некий палестинский заключенный голодает уже 200 дней (о том, что любой человек, проведя столько времени без пищи, уже давно бы умер, никому даже не пришло в голову). В ответ полиция была усилена парой десятков бойцов палестинского ОМОНа.

После завершения официальной программы, несмотря на то, что она проводилась для полупустого зала, за широкими спинами ОМОНовцев израильские активисты проследовали в автобус. Занавес.

Так что же это было?

На обратном пути разгорелся яростный спор о целесообразности и своевременности проведенной акции. Вместо того, чтобы признать, что идея примирения с израильтянами, даже условного, даже на нейтральном культурном поле, не нашла большого числа сторонников в палестинском обществе, были сделаны странные выводы.

Люди-де не пришли на встречу, потому что их «запугали». Но ведь двое профессоров явились же, чтобы отыграть классическую палестинскую партию про то, где и в чем виноват Израиль, под услужливое кивание своих левых израильских сторонников?! Да и на протяжении всего вечера в здание центра постоянно входили и выходили люди, несмотря на оцепление. Если уж кто-то захотел бы придти, то особых препятствий для этого не было.

Позже появилась новая версия.  О том, что Российский центр культуры и науки заключил договор о сотрудничестве с Обществом палестино-российской дружбы, обойдя стороной Общество выпускников российских вузов, и те обиделись, так как их отодвинули в сторону от грантов и бюджетов.

Что же, все может быть. Но я видел другое: палестинская толпа заводится с пол-оборота. И она не готова принимать на своей территории никого, даже самых травоядных левых израильских активистов, которые очень страдают от того, чтобы их никто не понимает. А те за деревьями не видят леса.

Даже если теоретически предположить, что завтра утром мы проснемся с подписанным договором об окончательном урегулировании с палестинским государством через дорогу, эти люди никуда не исчезнут. Они не хотят мира, и они недвусмысленно говорят нам всем об этом. Но только почему их никто не слышит?

«После этой поездки я поправел, — признался мне один из участников. – Палестинцы совсем не склонны к рефлексии в отличие от нас, израильтян. Больше всего меня поразило то, что палестинцы легко готовы признать вину Израиля, но они не считают себя абсолютно ни в чем виноватыми. Они играют в одни ворота».

Роман Янушевский

Jews.by/ Еврейские новости

Вам понравится

Пока нет комментариев...

Будь первым!

Ответить:

Gravatar Image

Пожалуйста Войдите для комментирования.