Йом-Киппур – день прощения и искупления

Для получения прощения у Всевышнего, еврей обязан принять участие в молитве на Йом-Киппур, раскаяться в своих злых умыслах и проступках и дать цдаку. И конечно же соблюсти 5 запретов на Йом-Киппур: не есть, не пить, не умащаться, не вступать в интимные отношении и не носить кожаную обувь. И община, состоящая из 10 и более человек, будь она даже самая либеральная, должна полностью или же по мере возможности придерживаться данных запретов. Что еще нужно для полного раскаяния перед людьми и Богом? Среди советов, которые дает нам Рамбам ( средневековый раввин , врач и философ) — это признание слов мудрецов, уважение к заповедям, уважение к учителям и способность услышать справедливую критику.

 

Однако давайте обратимся к другим высказываниям Рамбама по ситуациям, когда обиженный не прощает или когда его нет в живых. Мы обязаны просить прощения три раза, каждый раз с привлечением троих человек — итого всего девять. На кладбище, в идеальном случае, мы приходим с миньяном (в прогрессивном движении кворуме из 10 мужчин и женщин). Итого 18. Мы обращаемся в еврейский суд, состоящий из 3 человек. И на этом этапе у нас уже 21. И конечно же молитва, Тфила, которую  нужно читать в миньяне, а значит добавим еще 10 человек. Если в разных случаях – это разные люди, то всех вместе — 31. Простая арифметика, но она заставляет задуматься о том, сколько нам нужно людей для такой важной вещи как раскаяние в вышеперечисленных случаях. А значит, для раскаяния, нам нужна наша община, как и мы нужны ей.

Увы, реальность такова, что некоторые евреи не приходят на молитву в Йом-Киппур. Иногда причиной тому является банальное отсутствие еды и питья после службы. Но есть и те, кто боится, что невыполнение или частичное выполнение ими заповедей вызовет  справедливую критику среди некоторых членов общины. Конечно, в литургии на Йом-Киппур, как и в жизни, в момент раскаяния должно быть место критике. Но это не должно стать причиной боязни Йом-Киппура.

Ведь несмотря на строгость поста, мы видим исключения со стороны Талмуда (Трактат Йома, листы 76-80). Да, нельзя пить, но при этом даже при минимальной угрозе здоровью (как, например, необходимость принять лекарство) допустимо выпить от 45 до 60 грамм воды, при этом не нарушив пост. Да, нельзя есть, но при этом рекомендуется приучать к посту детей не ранее чем за несколько лет до Бар-Мицвы. И даже если десятилетний ребенок отказался лишь от завтрака в Йом-Киппур – это уже приемлемо.  Да, нельзя умываться, но по мнению мудрецов Талмуда, можно перейти реку (если нет моста), чтобы проведать учителя или родителей в Йом-Киппур. Допускаются исключения не только для беременных и кормящих матерей в отношении соблюдения поста, но и для молодой жены. В Мишне (трактат Йома) мы читаем о разрешении для молодой жены (30 дней после Хупы) умывать лицо в Йом-Киппур, чтобы оставаться привлекательной для супруга. Важно помнить, что смирение душ в Йом-Киппур через вышеуказанные запреты – это не издевательство над телом, а путь к раскаянию перед Всевышним. Поэтому наряду с правилами есть и исключения.

Боязнь быть непрощенным, непринятым и непонятым мучила людей во все времена, и поэтому Рамбам обращается к таким людям со словами поддержки. «Перед Всевышним будь предельно скромным и смиренным. А если глупец  говорит тебе «Вчера ты поступал так-то, вчера говорил то-то» – не должен ты обращать на него внимания. Слушай его и знай, что и в этом есть благо, ибо всякий раз, когда человек испытывает стыд за прежние поступки, заслуга его возрастает». «Глупцу», не верившему в силу раскаяния, Рамбам предлагает ответить фразой из Торы  «Не обижайте один другого» (Ваикра, 25:17).

Арифметика раскаяния кажется не сложной. Внешне – это друзья и община, от 20-30 человек и более, которые тебя поддерживают. Необходимые 5 основных правил  поведения в День искупления, Йом-Киппур. А при определенных обстоятельствах – ряд допустимых исключений.

А вот внутренне, увы, не так все просто. Математически не докажешь, как правильно нужно извиняться перед Всевышним в Йом-Киппур. Однако вся традиция, дошедшая до нас через века, открывает нам путь оправдания и раскаяния. И так же, как шли по нему наши предки, пройдем и мы. И так же, как их имена были вписаны в Книгу жизни и была поставлена печать прощения и благословения Всевышнего, пусть так будет и с нами.

Раввин Григорий Абрамович

Jews.by/ Еврейские новости

Вам понравится

Пока нет комментариев...

Будь первым!

Ответить:

Gravatar Image

Пожалуйста Войдите для комментирования.