Йом Киппур. Противоречия, ведущие к компромиссу.

Yom Kippur

В эту Пятницу, вечером, начинается, пожалуй, самый значимый день для еврейского народа – Йом Кипур, День искупления. Это одновременно и праздник и пост, и тот, кто усматривает в этом противоречия, должен знать, что это не единственные сложности этого дня.

Да. У Дня Искупления есть правила, в этот день нельзя  есть,  пить, умощаться, вступать в интимные отношения, носить кожаную обувь, умываться. Все составляющие запреты никак не подходят под понятие праздник, и все же Йом Кипур является таковым. Этот день, в качестве «Субботы Суббот» упомянут в Торе, в книге Левит. А запреты дня, так называемые «изнурения души» их причины и даже возможные исключения изложены в Талмуде, в трактате Йома. В этом году Йом Кипур выпадает на Субботу, и единственный раз в году Суббота , не меняя праздничного статуса становится постом. Да, противоречиво, но в тоже время в наличии компромисс, статус субботнего отдыха  и святости дня сохранен, как и сохранены запреты Йом Кипура.

Служба в Синагоге на Йом Киппур начинается словами «По воле Всевышнего и с согласия всех участников богослужения… разрешено нам молится вместе с преступившими закон».  Тоже противоречиво. Те, кто преступили закон, возможно, должны нести ответственность за это, без права находится на  молитве с теми, чья совесть чиста. Но ведь и у них должна быть молитва на День искупления, и им должен быть открыт путь к покаянию. Поэтому данные слова произносят, чтобы удостоверится что вместе могут молиться и те, кто не нарушал законов Всевышнего ( хотя никто не может быть в этом уверен) и те кто совершил проступки и должен быть наказан.

Йом Кипур, полон запретов, тревог, но это и торжественный день. В начале службы и произнесения на особую мелодию молитвы «Коль нидрей»,  евреи просят упразднить, Всевышнего, те обеты и клятвы, которые они брали на себя, перед Ним, да не смогли выполнить. В этот момент, должны достать Свитки Торы, держа их перед общиной. В одних общинах свитки держат те, кто являются самыми уважаемыми членами общины, но есть общины, где держать Свитки Торы дают тем. Кто дал больше на благотворительные цели. Сторонники оказывать почет, таким образом, уважаемым людям, склонны утверждать, что в День искупления, ничто не должно измеряется деньгами. Приверженцы же обычая поощрить тех, кто является меценатами и спонсорами, склонны утверждать, что данный акт, даст пример для других, показав, как человек может не только заработать деньги, но и распорядится ими во благо. Противоречие и разные мнения существуют и по сей день. Но есть и компромисс, каждый поступает согласно позиции своей общины, и пока еще никто на этом не поссорился.

В Йом Кипур, много противоречий, как и компромиссов. Мы читаем книгу пророка Исая, где народу Израиля предлагается в этот день не столько заботиться о посте, сколько о благих делах, совершаемых для нуждающихся. В книге пророка Йоны, мы видим, как еврейский пророк, вещая о скорой гибели за грехи, спасает город, в котором нет евреев, но в котором осознали свои проступки и раскаялись.

Наша жизнь полна противоречий, будь то в традиции или в повседневности бытия. Это может быть и личное, в плане поощрять ли ребенка деньгами, за хорошие отметки,  развивая выбор и мотивацию, или лишним часом игре на компьютере, склоняясь к тому, что компьютер тоже дает свои навыки . И глобальные, не только молится за мир, но и несмотря не на что стремится к миру, или, не будучи ни военными ни политиками, оставить все решать профессионалам. Не все противоречия заканчивались решениями и компромиссами, но дай Бог, чтобы противоречия между супругами, между странами, между разными культурами, заканчивались не только компромиссами, но и взаимопониманием.

раввин Григорий Абрамович

Jews.by/ Еврейские новости

Вам понравится

Пока нет комментариев...

Будь первым!

Ответить:

Gravatar Image

Пожалуйста Войдите для комментирования.