Седер Песах. История постоянного развития

Седер Песах

Песах – это праздник планирования и порядка для евреев. Мы избавляемся от квасного, на неделю забывая про хлеб, печенье, макароны, а так же пшеничную водку и пиво. Мы приобретаем мацу как символ нашей свободы, хрен (горькую зелень), символизирующий былое рабство. Покупаем кошерное вино, чтобы в Седер выпить четыре бокала, в знак четырех этапов избавления от рабства.

Из года в год – одна система подготовки, один порядок проведения пасхального Седера. Облокотиться на левую руку – чтобы почувствовать себя свободным. Спрятать кусочек мацы (афикоман), чтобы дети, когда найдут его в конце Седера, смогли получить приз, а заодно и дождаться со взрослыми окончании истории и трапезы. Но так ли все прописано и стандартно?

На этот вопрос можно одновременно ответить и Да и Нет.

Те, кто отвечают Да (все прописано), будут ссылаться на упоминание текстов из Торы в Пасхальной Агаде, инструкции книги Мишны по Седеру, комментарии Талмуда (трактат «Песахим»). Как пример, упоминание о символических четырех сыновьях (мудрый, злодей, простой и не знающий как спросить) на Пасхальном седере в Талмуде, трактат Песахим, лист 34. Основной текст Пасхальной истории  не менялся с эпохи мудреца Рамбама. Правда имеются добавлений, попавших в Агаду после 13 века. Текст Пасхального седера находится в выдающихся сборниках Средневековья – Махзоре Витри (11век) и Мишна Торе (12 век).  Консерватизм Седера предусматривал и иллюстрации, ставшие столь популярными к 14-15 векам, сперва в Испании, а позже во Франции, Германии и Италии. Создавались и переводы Пасхальной Агады на другие языки, которые поддержал раввин Моше Исерлесс в 16 веке.

Те, кто отвечает «Нет» (не все прописано), найдут столько же аргументов. Во-первых, изменение в истории развития Агады. Пример – замена одного из Пасхальных вопросов о жареном Пасхальном ягненке, которого ели во времена Храма, на вопрос о том, что во время Седера мы должны сидеть, возлегая (есть и пить, облокачиваясь на левую руку). И это вполне логично, вопросы ребенка строятся относительно того, что происходит сейчас, а не того, что было в прошлом.

Во-вторых, добавления к существующим текстам. Есть обычай отливать 10 капель из бокала с вином во время чтения 10 казней. По мнению еврейского мудреца позднего Средневековья Ицхака Абрабанеля, «с каждой казнью убывает что то из радости нашей, ведь пострадал Египетский народ…» То есть, с одной стороны, отливание 10 капель вина – это некоторое «развлечение» в середине Седера, а с другой стороны, эта инновация имеет педагогический смысл для еврея – не радоваться при падении врага. Ну и последнее. Популярная пасхальная песня-считалка  «Эхад ми йодеа» (Один – кто знает), появляющаяся  в 1590 году, в Пражской Агаде семьи Коган, была добавлена не только для детей, ведь они могли уже спать к этапу седера «Нирца»  (последняя часть Пасхального Седера). А значит, инновации поощрялись и даже становились частью Пасхального Седера.

 раввин Григорий Абрамович

Jews.by/ Еврейские новости

Вам понравится

Пока нет комментариев...

Будь первым!

Ответить:

Gravatar Image

Пожалуйста Войдите для комментирования.