Звук Шофара на Рош а-шана

В Торе, в книге Бемидбар (29:1), Рош а-Шана, Еврейский Новый год, назван Днем Трубления. Голос шофара призван пробудить нас стать на путь раскаяния. Следуя сказанному в Псалме (98:6), голосом шофара мы славим Всевышнего, а некоторые слышат в звуках шофара голос человека, стремящегося к Богу. Талмуд (трактат «Рош а-Шана»), помимо вышесказанного, видит в звуках шофара тревогу мужчины и плач женщины. И тут невольно задумаешься о том, слышат ли мужчины и женщины шофар по-разному?

Помнить и размышлять о трублении в шофар нам рекомендовано Торой, намек об это мы находим  в книге Ваикра (23:24). Согласно исследованию доктора Майкла Филипса (Indiana School of Medicine, США), мужчины слушают (воспринимают информацию) одним полушарием, а женщины двумя. Однако, неужели, ссылаясь на научные исследования, мы допускаем, что слышим шофар по-разному? Раввин Стивен Кац (Hendon Reform Synagogoue, Лондон) настаивает на том, что и мужчины, и женщины слушают и слышат шофар так, как они готовы его воспринять. Нет  гендерного различия в области восприятия звуков шофара. Важно услышать звуки, воспринять глубину традиции, понять смысл Рош а-Шана, осознать силу раскаяния.  Мы читаем в Рош а-Шана из Торы (книга Берейшит, глава Ваера) о том, что благодаря Аврааму, который смог услышать и осознать Всевышнего, народ Израиля был благословен.

И все же различия в восприятии звуков, издаваемых шофаром, есть. И не в том, слушает ли мужчина или женщина, и не в том, воспринимаем мы звуки как тревогу или плачь.  В Махзоре «Устремленность Души» (стр.103) приведены толкования раввина 15 века Ицхака Арана. Разные типы  трубления в шофар – длинный звук (ткия), прерывистый (шварим), точечный (труа) – достаточно символичны. Ткия – это символ праведников, Труа – злодеев, а звук Шварим – символ тех, кто находится в промежуточной категории. Таким образом, мы трубим не только разные звуки по длительности и частоте, но и звуки, символизирующие понятие праведности, греха и раскаяния.

Не секрет звуки, что ритм и сама музыка имеют серьезное и глубокое значение в жизни человека. Внутри нас стучит сердце, рядом каждую секунду слышны различные звуки, многие из которых нас учат и формируют. Но новогодний еврейский звук шофара влияет не только на людей. Мидраш (Ваикра Раба 29) рассказывает, что звук шофара не только коронует Всевышнего как Царя, а призывает его «сесть на престол милосердия», то есть перед тем, как вершить суд над нами, Всевышний проявляет милость и снисхождение.

У пророка Амоса (глава 3), шофар ассоциируется с наступлением бедствия. И действительно, звуки шофара – это не только звуки торжества наступления Еврейского нового года. Но давайте обратимся вновь к мидрашу (Песикта Рабати 41), который говорит о том, что так же как звук проходит по шофару, не оставаясь внутри, пусть так же и пройдут мимо Всевышнего обвинения против нас, не оставаясь доводом к наказанию. Пусть звуки этого древнего музыкального инструмента принесут нам надежду на хороший и сладкий новый год. Пусть звуки затронут наше сердце, и мы извинимся перед теми, кого обидели, и услышим извинения в наш адрес. Пусть звуки Рош а-Шана достигнут Всевышнего и он проявит к нам снисхождение и впишет наши имена в Книгу жизни на будущий год. И пусть новогодние еврейские звуки в которых мы возможно услышим трепет и плачь, голос мужчины и женщины, принесут нам надежду на лучшее, которого, будем надеяться, мы достойны.

Схемы лайнеров авиакомпаний России, СНГ и Мира а также многое другое — www.samolets.com

Раввин Григорий Абрамович

Jews.by/ Еврейские новости

Вам понравится

Пока нет комментариев...

Будь первым!

Ответить:

Gravatar Image

Пожалуйста Войдите для комментирования.