Праздник Торы

Симхат-Тора – один из самых радостных праздников еврейского календаря и день, когда мы одновременно заканчиваем и начинаем читать Свиток Торы. Для этого приглашаются к свитку те, кто выступают Женихом Торы (для чтения последних строчек книги Дварим), и Невеста Берейшит (для чтения начальных строчек главы Берейшит). Кажется, что у праздника радости Торы должна быть история, берущая истоки из Торы или ТаНаХа. А Жених и Невеста должны быть обязательно связаны друг с другом. Но, увы, праздник Симхат-Тора не упомянут ни в Торе ни в Мишне, и не особо упомянут в Талмуде, а связи между Женихом и Невестой нет, потому как, изначально, и невесты-то не было.

Итак, до определенного момента свиток Торы в Израиле читали три года. Соответственно, история праздника начинается со времен гаонов (7 -11 век нашей эры), когда был принят годичный цикл чтения Торы. Только после 12 века утверждается обычай чтения последних строк главы Браха (книга Дварим) и начала Берейшит в один день. В книге Шульхан Арух (Орех Хаим 669) упоминается причина этого обычая: «не дать возможности Сатане утверждать, что евреи рады завершению чтения свитка Торы, и не желают начать чтение снова». И ведь настолько это укоренилось в умах евреев, что в день Симхат-Тора разрешено выходить к свитку Торы и тем, кто еще не прошел Бар-Мицву. Таким образом, демонстрируется желание всего народа, включая и маленьких детей читать и изучать Свиток Торы.

Не все просто и в отношении Жениха и Невесты Торы. Действительно, есть схожесть в том, как мы делаем семь Акафот со Свитками Торы и как семь раз невеста обходит жениха на Хупе. Но обычай Невесты Берейшит (или в некоторых общинах Невесты Торы) – это обычай второй половины 20 века и характерен он только для либеральных общин. В сидуре «Труд Души», изданном на иврите в 1982 году, хоть и присутствуют обращение, как к мужчине, так и к женщине, но в заголовках текста присутствуют обращения к Жениху Торы и Жениху Берейшит! То есть некоторые обычаи Симхат-Торы не имеют и полувековой истории и еще формируются. Кстати во времена гаонов не существовало такого термина как Жених Берейшит, человека который читал с первой главы называли Матхиль (начинающий). И только со временем появился термин «Хатан Матхиль» и после этого «Хатан Берейшит».

Впрочем, формируется не только сам праздник, его обычаи проявляются в других торжествах. Например, обычай обсыпать в этот день стоящих на биме конфетами, постепенно перешел в обычай Бар-Мицвы. А обычай в этот день вспоминать о временах, когда советские евреи собирались у синагог, несмотря на запреты, сделал этот день днем солидарности с советскими евреями. И сегодня Симхат-Тора – это не только радость Торы, но и уроки нашей истории. И пусть в традиции вызывать Невесту и Жениха Торы к свитку не так много истории, но при этом достаточно атмосферы радости и чувства праздника Торы.

Раввин Григорий Абрамович

Jews.by/ Еврейские новости

Вам понравится

Пока нет комментариев...

Будь первым!

Ответить:

Gravatar Image

Пожалуйста Войдите для комментирования.