Песах как праздник свободы слова

Песах

Каждый из еврейских праздников, как правило, имеет несколько имен. Песах – не исключение.

Основное название праздника происходит от глагола пасах, означающего «миновал», что отсылает нас к истории Исхода, когда Всевышний казнил первенцев египтян, но миновал дома евреев, впервые принесших пасхальную жертву и помазавших ее кровью косяки своих дверей. Но у Песаха имеется еще множество названий: это и праздник мацы (пресного хлеба), и праздник весны или колосьев (время, когда начинают сбор урожая ячменя), и конечно праздник свободы.

Мудрецы Каббалы рассматривают слово Песах как состоящее из двух половинок – пе и сах. Пе означает на иврите «рот, уста», а сах – глагол, означающий «говорить». В результате получаются «говорящие уста». Таким образом, каббалисты превращают право говорить в один из важнейших аспектов праздника, заложенных в самом его названии. Возможность полноценного самовыражения, может быть, и есть главное свойство свободного человека, отличающее его от раба. Не зря Эли Визель назвал в свое время советских евреев «евреями молчания».

Лишь заново обретя свой национальный язык, мы стали свободными. И поэтому решающее значение в праздновании Песаха имеет не еда и питье, не предпраздничные уборки, а именно рассказ об Исходе: мы не только заново переживаем Исход, мы еще и рассказываем о нем.

Это и есть основная заповедь праздника, сформулированная Торой: «И скажешь сыну своему в тот день так: ради исполнения этой заповеди сделал это мне Бог при выходе моем из Египта».

Этот рассказ помогает нам осознать, прочувствовать и передать ощущение свободы последующим поколениям. И, самое главное, этот рассказ помогает нам создать понятийный аппарат, формирующий еврейский взгляд на жизнь, и передать его нашим детям.

Многие ученые, авторы собственных концепций мировой истории, Тойнби, Гумилев и другие, задавались вопросом, как мог еврейский народ сохраниться на протяжении тысячелетий без своего государства, без единой территории, без единого языка, без флага, гимна, армии и полиции, всех атрибутов, присущих каждому из народов. Ответ на этот вопрос очень прост.

Мы сохранились именно благодаря этому единому понятийному аппарату, который мы передаем из поколения в поколение, в том числе на пасхальном седере.

Ибо наличие единого культурного мира – может быть, наиважнейшее условие выживания народа во враждебном окружении.

Естественно, наш культурный мир менялся и преобразовывался на протяжении веков. Каждое поколение – мудрецы Талмуда, средневековые философы и мистики, еврейские просветители – вносили в него свой вклад. Развитие еврейской традиции продолжается и сейчас. И важно, чтобы все мы, независимо от степени религиозности, от принадлежности к тому или иному течению в иудаизме, принимали участие в этом процессе. Это мы и делаем, изучая Тору, отмечая субботы и праздники, и раз в году проводя пасхальные седеры, на которых мы еще раз рассказываем друг другу об исходе евреев из Египта. И именно благодаря этому мы продолжаем свое существование как единый народ. С праздником вас!

polosa.co.il

раввин Григорий Котляр

Jews.by/ Еврейские новости

Вам понравится

Пока нет комментариев...

Будь первым!

Ответить:

Gravatar Image

Пожалуйста Войдите для комментирования.