Новый год деревьев: философское значение фруктов

Ту БиШват

В отличии от Пасхального седера, в седер Ту би-Шват мы не задаем вопросов. В определенном порядке мы едим фрукты и пьем вино, ведем беседы, касаясь темы экологии и мироздания. Поскольку у нас нет сомнений в том, что и как  мы делаем, соответственно, у нас нет и вопросов. Конечно, можно было бы спросить: почему именно на исходе зимы евреи налегают на фрукты и думают о посадке деревьев?

Между тем, напрашивается и достаточно практический вопрос: стоит ли нам в качестве фрукта с кожурой и косточкой (как представителя мира действия на нашем седере) использовать, например мандарин?

Наверняка, найдутся противники мандарина на седере Ту би-Шват, и они сошлются на правило есть библейские плоды Израиля, среди которых мандарин не упомянут. А в добавок они еще и заметят, что после обилия мандаринов на Новый год, им могут быть уже не столь рады (через месяц) на Ту би-Шват.

Сторонники мандарина на Ту би-Шват приведут целый ряд доводов, подтвержденных как традицией, так и житейской мудростью. Согласно Иерусалимскому Талмуду (Кидушин 4:12): «В мире грядущем человеку предстоит дать ответ за каждый (кошерный) плод, который он мог съесть и от которого  отказался». То есть не отказавшись есть мандарин на Ту би-Шват, мы даже в какой-то мере поддерживаем традицию. Кстати, есть мнение, что поскольку  в былые времена к нам не поступали фрукты из Турции, Египта или Израиля, цитрусовые выращивали на юге СССР.  А так как сезон их сбора длился в районе ноября, то в продажу они поступали к  декабрю. То есть для реализации товара и был придуман этот обычай. Соответственно имея опыт поедания мандарина на Новый год, нам будет легко, а может и поучительно интегрировать его и в Новый год деревьев.

И все-таки, отвечая на вопрос об использовании данного фрукта с кожурой и косточкой ( хоть и не всегда) на Новый год деревьев, хочется заметить следующее. Мы ничуть не более прогрессивны, чем каббалисты, которые создали Седер Ту би-Шват в 16-17 веке. Автор книги «Хемдат а-Йамим» (17 век), где есть описание Седера Ту би-Шват, говорит о том, что «открылось ему с Небес, что празднование этого дня  имеет особое влияние духа Земли Израиля«. Вот таким образом он объясняет достаточно новый для того времени обычай празднование Нового года деревьев. Сегодня бы к этому объяснению не сильно прислушались, но при  этом оно, как и сам Седер, актуально уже пять веков.

Мы постоянно ищем что-то новое, строя его на базе достаточно консервативных положений нашей традиции и истории, веря, что то, что мы создаем, нужно и нам и нашим потомкам. Новые фрукты в Ту би-Шват – это баланс традиции и современности. И пусть же во всем  этом, как и в самой природе, преобладает гармония.

Раввин Григорий Абрамович

Jews.by/ Еврейские новости

Вам понравится

Пока нет комментариев...

Будь первым!

Ответить:

Gravatar Image

Пожалуйста Войдите для комментирования.