День Катастрофы и Героизма

День Катастрофы и Героизма

Апрель 1943 года, восстание в  Варшавском гетто. И вот, уцелевшие евреи этого города, демонстрируют способность дать отпор врагу. Сопротивление фашистам происходило не только в Варшаве, а и в десятках других городов и местечек, включая Беларусь. 

Первое, на территории Восточной Европы, восстание в гетто произошло в Июле  1942 года, в Несвиже. Период  апреля-мая 1943 года стал знаковым не только в качестве даты восстания в Варшавском гетто, но и как День Катастрофы и Героизма в еврейском календаре.

Решение о данном дне памяти, Израильский Парламент принимает так же в Апреле, но уже 1951 года, и дата становится знаковой в общинах Диаспоры к началу 60 х. Инициатором  Дня памяти Катастрофы и героизма стал премьер министр Израиля Давид Бен-Гурион. Выбор даты был не простым. Восстание, за право жить, а не быть сожжёнными в лагерях смерти, началось в первый день еврейского праздника Песах. Однако после ряда обсуждений решили назначить дату, после окончания Пасхальной недели – 27 Нисана по еврейскому календарю. Да, дата для увековечивания памяти 6 000 000 евреев выбрана несколько произвольно, но у большинства сомнений не возникало, в календаре, наряду с праздниками и постами с вековой историей, должен был появиться день памяти и скорби, напоминающий нам о миллионных потерях войны.

Однако понадобилось еще два года, чтобы найти  ивритское название Дню памяти, скорби и героизма. В 1953 году название было утверждено  как День Катастрофы и Героизма, на иврите Йом а Шоа ве- Гвура. Употребления  слова Шоа, правда не в контексте Катастрофы, а скорее, как признание бедствия, мы видим в 35 и 63 Псалмах.

Интересно, как звучат 9 и 10 строчки из 63 Псалма: «Все время с Тобой душа моя… А они, чтобы ввергнуть в бедствие (Шоа) , ищут душу мою…» . Слово Шоа как Катастрофа проявляется у пророка Исаии  (47:11): «…И падет бедствие на тебя и не сможешь от него откупиться и постигнет тебя Катастрофа (Шоа) и не узнаешь когда…». В Торе ( Библии ) есть  словосочетание День Катастрофы или Йом а-Шоа, которое  мы находим у пророка Цфании (1:15).

Церемония этого дня была составлена к концу 50 годов, в ней есть и строки из книги Второзакония, пророка Иехезкеля, и даже песня еврейских партизан.

Дата и церемония пришли из 20 века, но зачем нужно было для названия дня брать основу в Псалмах и Пророках? Наверное, потому, что мы не только ищем в традиции утешение  и духовность, но и  ответы на тяжелые вопросы, как такое могло произойти, где был Всевышний, где были его создания?

Назвав день скорби – Катастрофой, Шоа, мы говорим о величайших и необъяснимых потерях, а найдя данное выражения у Пророков, мы осознаем, что произошедшее десятки лет назад, имеет отголоски в традиционных текстах, написанных тысячи лет назад. А значит память, о нашей боли скорби о немыслимых потерях, как и героизме, нам так же важна, как и тысячи лет назад.

Раввин Григорий Абрамович

Jews.by/ Еврейские новости

Вам понравится

Пока нет комментариев...

Будь первым!

Ответить:

Gravatar Image

Пожалуйста Войдите для комментирования.