Новое и старое, поиск и ответы

В этом году, 21 и 22 Сентября, евреи встречали новый год- Рош а шана. Пользуясь возможностью я хотел бы поздравить всех сопричастных к празднику. Есть несколько традиционных  пожеланий в этот день. Шана това уметука- доброго и сладкого года, тикатеву ве тихатему – да будете вы вписаны в Книгу жизни и будет запись скреплена печатью.

Мы читаем в Талмуде ( трактат Рош а шана 16-17) о трех книгах. Одна для праведников, другая для грешников , а третья для тех , кто по середине. В зависимости от поступков и записи в эти книги решается судьба еврея. И сколь мало кто будет утверждать о своей 100 процентной праведности, равно как  и надеяться на исправление своих проступков и грехов, не трудно предположить, в какой книге больше всего имен.

В Рош а –шана записывается в книгу предварительно, а в Йом киппур ( День искупления, наступающий через десять дней) запись скрепляется печатью. Так сказано в молитве Унтане уТокеф, которую евреи произносят в синагоге в эти дни. 9 дней у нас есть , чтоб попросить прощение у тех, кого мы обидели, и последний пост и в тоже время праздник Йом киппур для молитв о прощении к Всевышнему. Молитва «Унтане уТокеф» или « Поведаем, трепеща о святости дня», заканчивается словами «Раскаяние, молитва и дела милосердия могут смягчить суровый приговор».

Традиционно текст этой молитвы связывают с мучеником за еврейскую веру раввином Амноном из Майнца. После пыток и кончины он явился во сне к еврейскому мудрецу 11-12 веков Колонимусу бен Мешуламу и поведал ему слова этой молитвы. Данная молитва является надеждой, что есть шанс у человека и есть путь от раскаяния к прощению. Но как не редко это бывает есть и вопросы по молитве.

Колонимус бен Мешулам записал не только слова молитвы Интане у Токеф, и в 20 веке, ряд ученых выразили сомнения по поводу того, что есть разница и в стиле и языке этой молитвы с остальными. И как если бы этого было не достаточно. Ряд ученых от жившего в 19-20 веках Исраэля Давидсона   до Якова Шпигеля писавшего уже в 21 веке, на основе последних археологических открытий в Израиле и лингво – стилистического анализа относят текст к периоду о 5-7 веков нашей эры.  

Да, у нас есть выбор прислушаться к авторитетному мнению средневекового раввина Исаака бен Моше  из Вены, для которого авторство молитвы относится к 11 веку, или современных ученных, у которых достаточно аргументов для  утверждения текста молитвы за автором пиютов 6 века Янаем.  Спор не разрешен и сегодня, но меняем ли мы отношение к молитве получая научный довод о том, что за ее текстом стоит другой автор из другого века? Приводит ли это к сомнениям или же наоборот укрепляет наше стремление к познанию Всевышнего и понятия раскаяния?  

Да, не просто когда есть две версии или два мнения, но это не должно служить остановкой для духовного пути. Напротив, нам дана Тора, как и история как и наука, чтобы мы открывая новое продолжали ценить то, что дошло до наших дней, восхваляя Всевышнего  и Его дар открытия нового, как и сохранения традиции так и поиск ответов.

раввин Григорий Абрамович

Вам понравится

Пока нет комментариев...

Будь первым!

Ответить:

Gravatar Image

Пожалуйста Войдите для комментирования.