Компания AUDI использовала труд евреев из концлагерей

«Мы в шоке», — утверждает руководство немецкой компании Audi, комментируя исследование историков Мартина Куковски и Рудольфа Боха.

Они выяснили, что владельцы производителя премиальных автомобилей в 1930–1940-е годы тесно сотрудничали с нацистами и широко использовали труд заключенных концлагерей. Это открытие уже внесло свои коррективы в официальную историю марки и чревато для компании имиджевыми, а возможно, и финансовыми потерями.

В связях с нацистским режимом и обогащении за счет заключенных и военнопленных ученониые обвинили компанию Auto Union, наследником которой с 1980 года является Audi. Напомним, Auto Union была создана в 1932 году из четырех немецких марок — Audi, DKW, Horch и Wanderer, символом этого объединения и стала легендарная эмблема в виде четырех колец. Главным ответственным за преступления признан доктор Рихард Брюн, в то время стоявший во главе немецкого концерна. В истории марки он фигурирует под почетным званием «отца-основателя» Auto Union.

Под руководством Брюна, который близко общался с лидерами нацистского движения в Германии 1920–1945 годов, компания производила машины для нужд немецкой армии во время Второй мировой войны. Как утверждают историки, для этого службой SS было организовано целых семь специальных концлагерей — на благо Audi и нацистов трудились более 3,7 тыс. заключенных. Еще 16,5 тыс. человек не содержались в рабстве, но были вынуждены работать на заводах в Цвиккау и Хемнице. Более того, бывший Auto Union, создавший нечеловеческие условия работы для военнопленных, обвиняется в смерти 4,5 тыс. заключенных концлагеря Флоссенбюрг в Баварии.

Нынешнее руководство Audi заявило о намерении выплатить компенсацию бывшим заключенным концлагерей, которые пострадали от действий автопроизводителя, и их семьям. Также компания пообещала отредактировать биографическую справку о Брюне на официальном сайте марки (пока этого не произошло — Рихарда по-прежнему именуют отцом-основателем с прекрасной репутацией) и на сайтах представительств Audi в других странах. Мэр Ингольштадта, где расположена штаб-квартира марки, рассматривает возможность переименовать местную улицу Брюнештрассе.

Несмотря на шокирующее открытие, на продажах автомобилей под маркой Audi и репутации бренда в целом это вряд ли отразится, считают эксперты.

— Все автопроизводители во время Второй мировой войны сотрудничали с нацистами. Porsche участвовала в разработке самолетов для «Люфтваффе». И прошлое уже никак не повлияет на современную репутацию немецких марок. Если учитывать прошлое, то надо отказаться ездить на японских машинах, да даже на Škoda — она же входит в состав VW Group. Так что на рыночное положение Audi всплывшие факты никак не повлияют, — считает один маркетологов.

Audi — лишь одна компания из нескольких десятков, которая вскрыла свое нацистское прошлое позже остальных. На рейх работали практически все германские автопроизводители и даже некоторые французские. Компании Volkswagen, Daimler (Mercedes-Benz) и BMW по госзаказу производили военную технику и использовали труд военнопленных. Более того, Гитлер принимал непосредственное участие в создании марки Volkswagen, а знаменитый Käfer, который в современной инкарнации известен под именем Beetle или «Жук», был разработан Ферндинандом Порше по требованию фюрера. И это не помешало «Жуку» стать одним из самых продаваемых автомобилей в мире.

— Это абсолютно не повлияет на уровень продаж автомобилей Audi как в мире, так и в России в частности, — рассказал «Известиям» автомобильный аналитик Кирилл Маркин. — По крайней мере, негативного отклика со стороны потребителей не должно быть. О фактах жестокой эксплуатации заключенных нацистских концентрационных лагерей известно уже не одно десятилетие. Вопрос лишь в том, признавать это или же пытаться закрывать глаза. Историческое исследование, которое было проведено с подачи руководства Audi, по моему мнению, является своеобразным благим социальным жестом. Концерн «посыпает голову пеплом» и признает свое прошлое, привлекая к себе внимание и стараясь сформировать новый позитивный облик. Так поступили многие компании Германии, расцвет которых пришелся именно на годы Второй мировой войны. Причем список компаний не ограничивается одними лишь автомобилестроителями. К примеру, нацистское прошлое не помешало достаточно известному немецкому производителю одежды завоевать популярность во всем мире.

Единственное, что необходимо будет сделать Audi, так это действительно выплатить компенсацию. Аналогичным образом поступили и другие компании, уличенные в сотрудничестве с нацистами и использовании рабского труда, который принес Германии прибыль в 70 млрд марок. Это не только автомобильные бренды — известно, что марка Hugo Boss разработала форму для сотрудников SS, а сам модельер Хьюго Босс был чуть ли не личным стилистом Гитлера.

Если за прошлое карать уже несвоевременно, то сегодняшние заигрывания с темой нацизма, пусть и в шутку, могут привести к серьезным последствиям. Одним из самых громких скандалов последних лет стало выступление известного режиссера Ларса фон Триера на международном кинофестивале в Канне. На пресс-конференции он неожиданно начал рассказывать о своих нежных чувствах к Адольфу Гитлера, а в конце монолога объявил себя нацистом. Режиссер был изгнан с мероприятия и объявлен персоной нон-грата, несмотря на многочисленные извинения.

известия

фото Wikimedia Commons

Вам понравится

Пока нет комментариев...

Будь первым!

Ответить:

Gravatar Image

Пожалуйста Войдите для комментирования.