Еврейская традиция

Новое и старое, поиск и ответы

В этом году, 21 и 22 Сентября, евреи встречали новый год- Рош а шана. Пользуясь возможностью я хотел бы поздравить всех сопричастных к празднику. Есть несколько традиционных  пожеланий в этот день. Шана това уметука- доброго и сладкого года, тикатеву ве тихатему – да будете вы вписаны в Книгу жизни и будет запись скреплена печатью.

Мы читаем в Талмуде ( трактат Рош а шана 16-17) о трех книгах. Одна для праведников, другая для грешников , а третья для тех , кто по середине. В зависимости от поступков и записи в эти книги решается судьба еврея. И сколь мало кто будет утверждать о своей 100 процентной праведности, равно как  и надеяться на исправление своих проступков и грехов, не трудно предположить, в какой книге больше всего имен.

В Рош а –шана записывается в книгу предварительно, а в Йом киппур ( День искупления, наступающий через десять дней) запись скрепляется печатью. Так сказано в молитве Унтане уТокеф, которую евреи произносят в синагоге в эти дни. 9 дней у нас есть , чтоб попросить прощение у тех, кого мы обидели, и последний пост и в тоже время праздник Йом киппур для молитв о прощении к Всевышнему. Молитва «Унтане уТокеф» или « Поведаем, трепеща о святости дня», заканчивается словами «Раскаяние, молитва и дела милосердия могут смягчить суровый приговор».

Традиционно текст этой молитвы связывают с мучеником за еврейскую веру раввином Амноном из Майнца. После пыток и кончины он явился во сне к еврейскому мудрецу 11-12 веков Колонимусу бен Мешуламу и поведал ему слова этой молитвы. Данная молитва является надеждой, что есть шанс у человека и есть путь от раскаяния к прощению. Но как не редко это бывает есть и вопросы по молитве.

Колонимус бен Мешулам записал не только слова молитвы Интане у Токеф, и в 20 веке, ряд ученых выразили сомнения по поводу того, что есть разница и в стиле и языке этой молитвы с остальными. И как если бы этого было не достаточно. Ряд ученых от жившего в 19-20 веках Исраэля Давидсона   до Якова Шпигеля писавшего уже в 21 веке, на основе последних археологических открытий в Израиле и лингво – стилистического анализа относят текст к периоду о 5-7 веков нашей эры.  

Да, у нас есть выбор прислушаться к авторитетному мнению средневекового раввина Исаака бен Моше  из Вены, для которого авторство молитвы относится к 11 веку, или современных ученных, у которых достаточно аргументов для  утверждения текста молитвы за автором пиютов 6 века Янаем.  Спор не разрешен и сегодня, но меняем ли мы отношение к молитве получая научный довод о том, что за ее текстом стоит другой автор из другого века? Приводит ли это к сомнениям или же наоборот укрепляет наше стремление к познанию Всевышнего и понятия раскаяния?  

Да, не просто когда есть две версии или два мнения, но это не должно служить остановкой для духовного пути. Напротив, нам дана Тора, как и история как и наука, чтобы мы открывая новое продолжали ценить то, что дошло до наших дней, восхваляя Всевышнего  и Его дар открытия нового, как и сохранения традиции так и поиск ответов.

раввин Григорий Абрамович

Шавуот. Даты достигаемых нами целей

30 Мая, после захода солнца наступит, по еврейском календарю 6 Сивана, праздник Шавуот. Название праздника переводится как недели и согласно традиции дата праздника вычислялась относительно праздника Песах, от второго дня которого отчитывали 49 дней или 7 недель к празднику Шавуот.

Продолжить…

Бар-мицва и Бат-мицва в Израиле

Бар-мицва и Бат-мицва в Израиле

За последние годы тысячи подростков отметили свое еврейское совершеннолетие в израильских религиозных общинах. Наряду с сохранением всех традиционных элементов церемонии, как-то: восхождение к Торе, талит, тфилин, праздничные благословения и прочее, бар/бат-мицва в наших общинах становится семейным торжеством, в котором участвуют все вместе.

Продолжить…

#Фото Шаббат Шалом!

  

фото imgur.com

Не все Новые года – первого числа

Ту БиШват

Все ли Новые года начинаются первого числа? С точки зрения Нового года, по которому мы исчисляем года были времена , когда в России новый год начинался и в Сентябре и в Марте. Однако это всегда было 1 число месяца. Собственно, Еврейский Новый год начинается тоже первого Тишрея ( выпадая на Сентябрь). Но есть и исключения. Согласно еврейскому календарю, Новый год деревьев выпадает на 15 число месяца Шват, он так и называется Ту ( обозначение числа пятнадцати — буквами иврита) бишват ( в месяце шват). В этом году праздник выпадает на 16 Января. Продолжить…

О постах

17 Тамуза 9 Ава

Не отменяя традицию, а развивая её, ставя во главу угла личность с её нуждами, индивидуальным осознанием и восприятием ценностей Иудаизма, Прогрессивный Иудаизм придает новую глубину пониманию, как праздников, так и постов. Принимая участие в праздновании особых дней и праздников, или постясь, мы ощущаем радость, печаль и смысл каждого события. Продолжить…

Путь к традиции

Лагерь Нецер

В моей семье никогда не звучала еврейская молитва. Хотя я всегда знала о своих еврейских корнях, а папа никогда не скрывал, что он еврей. У нас дома была богатая библиотека еврейской литературы, на полках стояли книги Шолом-Алейхема, Иосифа Флавия, книги, подаренные нам родственниками из Израиля, и даже несколько книг на идиш. Но ничего еврейского, и тем более религиозного в моей жизни не было Продолжить…

О нашей памяти в минуты радости

Хупа

“Посуда бьется к счастью” — произносим мы в качестве оправдания из-за случайно разбитой чашки, тарелки или как утешение: мол, дорогая посуда разбилась не просто так, а на счастье. На этой неделе еще одна пара создаст еврейскую семью в Минске. В конце церемонии Андрей и Марина традиционно разобьют бокал. Однако сделают они это не “на счастье”, как десятки тысяч других пар, а в “память”. Продолжить…

Йом Киппур. Противоречия, ведущие к компромиссу.

Yom Kippur

В эту Пятницу, вечером, начинается, пожалуй, самый значимый день для еврейского народа – Йом Кипур, День искупления. Это одновременно и праздник и пост, и тот, кто усматривает в этом противоречия, должен знать, что это не единственные сложности этого дня. Продолжить…

Не надо бить себя кулаком в грудь, достаточно легонько прикоснуться к сердцу

Рош а-шана

Вечером 4 сентября, наступил еврейский Новый год. На иврите он называется “Рош а шана”, или буквально “глава года”. Он наступает первого Тишрея  и длится два дня, то есть с вечера 4 сентября до вечера 6 сентября. Продолжить…

Страница 1 из 212Вперед »